Нужны ли детям мотиваторы?


За последнее время различные мотиваторы прочно вошли в моду. Нет ни одной серьезной компании, где периодически не проводились бы тренинги, связанные с мотивацией персонала. Мотиваторы того и сего, этого и двадцать пятого — на все существуют свои мотиваторы и демотиваторы, и каждый ищет волшебную кнопку, нажатие на которую приведет к мгновенному и нужному результату. Кнопку-мотиватор.

И все чаще речь идет о мотиваторах для детей. О том, как необходимы детям мотиваторы. Что и в воспитании детей без мотиваторов — ну просто никуда.

Мотивацией (лат. movere — движение) называется побуждение к действию, то есть некий процесс, который управляет поведением и задает его направление.

Так что мотиватор — это то, что вызывает определенные ощущения, переживания и так далее, которые способствуют мотивации. То есть мотиватор как раз и есть та самая кнопка, нажатие на которую вызывает мотивацию, а значит, побуждает к определенному действию. Можно даже утверждать, что если нет достаточной мотивации, то нет и действий, нет движения.

Обезьяна взяла в лапы палку не просто так, а чтобы дотянуться до банана. И двигало ею не любопытство («А достану ли я воооон тот бананчик, если как следует садану палкой по пальме?!»), но элементарное чувство голода. То есть обезьяна пыталась удовлетворить свои физиологические потребности, и чувство голода при этом являлось потребностью, желание утолить его — целью, ну, а банан послужил мотивом (мотиватором) к действию, и палка оказалась в лапах обезьяны.

Так что без мотиваторов нам действительно никуда. Ни за бананами, ни за высокой физикой. Но вот маленький нюанс: на что рекомендуется мотивировать детей? Крайне редко детей мотивируют на поедание овсянки или горохового супа. Еще реже речь идет о дневном сне и прочем в том же духе. Но зато детей активно мотивируют на успех и обучение — вот два основных пункта, которыми, как оказывается, обеспокоены большинство родителей.

Ну, успех — дело сугубо субъективное. Для кого-то успех — пройти сто метров, а для кого-то — пробежать марафон. Кому-то кажется успехом решение задачи по физике из учебника для шестого класса, а кто-то мечтает улучшить общую теорию относительности, и для него успех — переплюнуть Эйнштейна, не меньше. Так что тут каждому свое. Эйнштейны и дворники при наличии одной мотивации будут стремиться к разным целям. И тут требуется индивидуальный подход, чтобы решить, в чем именно нуждается ребенок и как этого достичь. Какого рода мотиватор на успех ему нужен, да и нужен ли вовсе.

А вот с мотивацией на обучение куда как интереснее. Дело в том, что изначально ребенок настроен на обучение. Буквально с первых секунд жизни, еще в период внутриутробного развития, ребенок начинает обучаться. Доказано, что плод реагирует на звуки, прикосновения и так далее. Неродившийся ребенок уже имеет определенные музыкальные пристрастия! Он учится, он определяет: вот это нравится, а вот это нет, это хорошо, а вот это — совсем даже наоборот.

Мозг ребенка — чистый лист, буквально предназначенный для обучения, и малыш рьяно учится всему. Именно жажда знаний толкает ребенка на множество вопросов: куда ползут червяки, почему светит солнце и прочее, что представляется взрослым сущей ерундой, но для ребенка является способом познания мира.

Познание, обучение — это то, что ребенок умеет делать лучше всего. Он осваивает такие объемы информации, которые не снились студентам в период сессии. Причем ребенок делает это легко, в процессе игры, и ему нравится познавать, ему нравится учиться.

Более того, оказывается, при получении новых знаний и умений, при достижении какого-либо успеха, происходит выброс гормонов счастья! То есть ребенок испытывает удовольствие даже на физическом уровне.

Так что же должно произойти, чтобы ребенок отказался от учебы? Чтобы познание мира превратилось для него в тяжкую и нудную обязанность?

Причины могут быть различными, но в большинстве случаев совершается одна ошибка: тем или иным способом ребенку объясняют, что учеба — это не увлекательная игра, а обязанность. Подобное происходит, если родители излишне нацелены на успех, а ребенок не до конца соответствует их ожиданиям.

К примеру, родители убеждены, что трехлетний малыш просто обязан читать наизусть «Евгения Онегина», а этот самый малыш предпочитает рисовать, а не декламировать стихи. Если заставлять его заучивать даже простейшие стихотворения, отнимая карандаши и краски, то это приведет лишь к резкой снижении мотивации к учебе. В то же время, правильно организуя время ребенка, предлагая ему различные задачи, постепенно усложняя их, сопровождая каждый успех ребенка искренней похвалой, можно добиться не только успехов в рисовании, но и чтения стихов наизусть.

Случается, что неудачи ребенка резко критикуются, что также не способствует желанию учиться чему-либо. Если все его старания натыкаются на постоянную критику, если его усилий все время оказывается недостаточно, то в конце концов он просто забрасывает учебу, прекращает все попытки чему-либо научиться. Это вполне естественно: зачем стараться, если все равно ничего не получается. Постоянное сравнение ребенка с другими детьми, которые лучше учатся, у которых что-то лучше получается, тоже не способствует возникновению и поддержке желания учиться чему-либо.

Необходимо помнить, что ребенок нуждается в первую очередь отнюдь не в критике, а в доброжелательной помощи, в уважении, любви и поддержке, даже если его способности не вполне соответствуют ожиданиям родителей.

В поисках действенных мотиваторов для детей, которые побуждали бы их к учебе, забывается интересный факт: ребенок сам жаждет учиться, пока ему не начинают
мешать. То есть у него имеется достаточно внутренних мотиваторов, и они перестают работать лишь «стараниями» извне, под воздействием внешней среды, немаловажным, а то и определяющим фактором которой являются родители.

Родителям, которые обеспокоены нежеланием ребенка учиться, стоит вспомнить: при благоприятных условиях развития детям вовсе не нужны внешние мотиваторы к учебе.

Поэтому прежде, чем начинать мотивировать ребенка тем или иным образом к учебе (кнутом или пряником, наказаниями или конфетами), следует разобраться: а по какой причине пропали его естественные мотиваторы? Почему ребенок вдруг расхотел учиться? Причем нежелание учиться не обязательно появилось со школой, оно могло возникнуть и в куда как более раннем возрасте. И если найти эту причину, то поиск нужного мотиватора завершится тут же. Он станет очевидным.

Автор: София Варган
Оригинал ШколаЖизни.ру